alexey_lapshyn (alexey_lapshyn) wrote,
alexey_lapshyn
alexey_lapshyn

Categories:
    В издательстве "Опустошитель" вышел сборник статей, посвящённых творчеству кинорежиссёра Йоргоса Лантимоса ("Клык", "Альпы", "Лобстер", "Убийство священного оленя". "Фаворитка"). Есть там и мой текст - "Мир подавленной боли". Ниже прилагается.

     Йоргос Лантимос - режиссёр, во многом предвосхитивший наступление "новой этики" и "новой нормальности".  По происхождению  Лантимос  грек, но назвать его представителем национального кинематографа   трудно. Конечно, дело тут вовсе не в географии  съёмок.  Часть фильмов сделана именно в Греции.  Я говорю о неком специфическом культурном почерке. Скажем, во всех работах Ларса фон Триера неизменно прослеживается скандинавский стиль. Михаэль Ханеке остаётся австрийцем и во Франции.  У Лантимоса  традиция в этом смысле отсутствует.  Между тем, греческий кинематограф  в лице своих самых известных представителей до сих пор был связан с культурной почвой . Михалис Какояннис, Теодорос Ангелопулос воспринимаются, прежде всего, как национальные режиссёры.  Лантимос и философски и стилистически  принадлежит уже к глобальному обществу. Однако принадлежать не значит быть тождественным.
      Мир фильмов Лантимоса  внешне  безэмоционален и антипсихологичен, но  в действительности  полон скрытой боли. Причем,  прорыв этой боли происходит  опять же  в физиологической форме. В виде внезапного нанесения увечий или самоувечий, вторжения холодного насилия во вроде бы спокойное пространство  отношений. Такая подчёркнутая физиологичность  совершенно закономерна, поскольку все действующие лица в фильмах Лантимоса  изначально отрезаны от собственной экзистенции.  Они живут в плоском  одномерном  мире, в котором не существует  разделения  на внутреннее и внешнее.  Я не случайно обозначил их как "действующих лиц", а не "героев".  Все эти  действующие лица находятся в положении объектов по отношению к некой невидимой, но постоянно  присутствующей  силе.  Никто  из этих лиц не субъект. Механический секс, механические, как-будто раз и навсегда заученные слова, применяемые в  типовых жизненных ситуациях. Диалоги запрограммированных существ.  Даже в "Лобстере" и "Убийстве священного оленя", в которых действие входит в откровенно  трагическую фазу и механистичность на время отступает, персонажи остаются объектами.
      Одномерность существования  делает незаметной грань между жизнью и смертью.  Это ощущение  пронизывает  "Альпы"- самый ледяной фильм Лантимоса. По сюжету участники небольшой  группы  сектантского типа встречаются с близкими  недавно умерших людей и изображают  перед ними этих умерших так, как если бы ничего не случилось и их жизнь продолжалась. Первые четыре посещения - бесплатные.  Внешнее сходство не требуется. Достаточно повторения стандартных механических разговоров и ситуаций. У Достоевского есть рассказ "Бобок", где люди и после смерти продолжают ничтожную болтовню вместо того, чтобы использовать возможность осмыслить свою жизнь перед  окончательным уходом в небытие. Лантимос делает несколько иные акценты.  Оказывается,  родственники и близкие покойных  могут довольствоваться  самой  поверхностной, примитивной имитацией человека, чтобы спрятаться от  безысходной  пустоты  и непереносимого одиночества.  Те, кто ещё жив, мертвы внутренне. "Альпы" был снят  в 2011 году. Прошло совсем немного времени и вот уже обрели популярность идеи цифровых копий людей или цифрового бессмертия.  Если  человек просчитывается как набор алгоритмов, его сознание можно  перенести и в машину. Такова логика прогрессирующего отчуждения.
      Первым  по-настоящему концептуальным  фильмом  Лантимоса считается "Клык". Состоятельный  глава семейства содержит своих  уже  половозрелых  детей  в замкнутом пространстве комфортабельного дома.  Отец  внушает детям, что мир за высоким  забором  враждебен  и полон смертельных опасностей. Мать принимает участие в спектакле. Взрослые дети живут в пространстве, где  употребляемые ими  слова  имеют  совсем  иное значение, чем в действительности.  Так зомби для них это маленькие жёлтые цветы.  В доме запрещены  радио и телевидение . Смотреть разрешается только внутрисемейную хронику.  Отец жёстко пресекает  любые  неконтролируемые  им проникновения из внешнего мира, но они всё равно время от времени случаются...  Критики очень сужают тему фильма, когда  говорят о тоталитарности модели патриархальной семьи или безуспешности и порочности попыток отгородиться от реальности . "Клык" -  даже нельзя характеризовать как антиутопию.  Общество, которое принято называть сегодня цивилизованным,  вовсе не является открытым. Это замкнутая в себе структура со строго определённым набором понятий и ориентиров. Есть "хозяева дискурсов", устанавливающие смысл понятий и границы, которые нельзя пересекать. Поддержание искусственной инфантильности - один из главных способов  контроля внутреннего порядка и ментальных границ.  Фильм "Клык" вполне может быть понят как гротескный  образ такого общества.
       В "Лобстере" Лантимос переходит к уже явным социальным обобщениям, хотя и преподносит их в фантастической, а местами и в сюрреалистической форме. Сталкиваются две внешне противоположные стороны  по сути  единого процесса расчеловечивания  отношений между мужчиной и женщиной. Согласно сюжету,  в обществе возможна жизнь  только парами. В случае распада пары, "неудачники" направляются в пансионат, где в течении 45 дней должны найти себе партнёра. Если партнёр не находится, "неудачник" превращается в животное, вид которого он выбирает сам. Срок пребывания в пансионате можно продлевать, если во время охоты убивать людей-одиночек, скрывающихся в лесу. По ходу фильма выясняется, что люди-одиночки  живут по не менее жёстким правилам, чем общество парных союзов. За любые попытки интимного сближения  ожидаёт мучительная кара.  В мои задачи не входит пересказ фильмов, поэтому я фиксирую лишь наиболее общие моменты. В "Лобстере" тема отчуждённости человека  от собственной  экзистенции  раскрывается   наиболее  резко. Лантимос  идёт дальше упомянутых здесь фон Триера и Ханеке. У них человек показан  в период  вырождения и краха гуманизма. В фильмах Лантимоса фигурируют уже постгуманистические люди, с которыми можно делать всё, что угодно. Буквально превращать в животных. Индивидуальности  подавлены и стёрты на экзистенциальном уровне.  Даже попытка сопротивления  мужчины и женщины в "Лобстере" обусловлена внешними обстоятельствами. Слепые должны быть со слепыми.  Правда, в нынешней социальной реальности происходит скорее синтез  механически  существующих пар и новой антисексуальной этики.  Лантимос  показал эти формы отношений  как две стороны одной медали.
Фильм "Убийство священного оленя" одновременно и перекликается  с мировой культурой, и дистанционен  по отношению к ней. Конкретное место действия, как и во всех картинах Лантимоса, значения не имеет. Да, в сюжете есть аллюзии и на древнегреческий миф об Ифигении, и на концепцию неумалимого Рока, и на ветхозаветное "око за око".  Но трагический  выбор, который должен сделать врач - отплатить за смерть пациента, в которой он виновен, смертью одного из членов своей семьи, совершается совершенно не в религиозном , и не в языческом измерении. В "Убийстве священного оленя" демонстрируется  ограниченность  рациональных  расчётов и кризис всего рационализма в целом.  Человек остаётся без всякой почвы под ногами.
  Крайне любопытно, что будет снимать Йоргос Лантимос в трансгуманистическую эпоху.
Subscribe

  • (no subject)

    Некоторые примечания к поездке по Балканам. Справки о ковидных тестах на границах никто не смотрел. Чистый формализм . В Черногории результаты…

  • (no subject)

    Фрагмент из моей новой книги "Контуры лжетворения". Нетерпимость технократов - продукт их неорелигиозного фанатизма. Очень точно это…

  • (no subject)

    Мощный митинг в поддержку арестованного Михаила Саакашвили в Тбилиси. Собралось 100 тысяч или даже больше. Проблема в том, что власть сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments